О рождении площадного театра в Великом Новгороде

Уже много лет мы выполняем поручения администрации Великого Новгорода по организации и проведению театрализованного представления на празднике Зажжения новогодней елки. Начав с технического обеспечения мероприятия (постановка сцены, монтаж звукового и светового, а позже и видеооборудования), мы в какой-то момент получили запрос на разработку творческой составляющей праздника.

А какая может быть творческая составляющая у такого праздника? Конечно же, новогодняя сказка. Почему?

На празднике всегда много детей.
Новый год традиционно ассоциируется с чудом и волшебством. Даже когда вы уже выросли и не верите в Дедушку Мороза.
Именно в этот период многие начинают задумываться над тем, что можно изменить в своей жизни к лучшему, каких ошибок не совершать в следующем году. Новогодняя сказка дает им возможность отвлечься от мыслей о накопившихся проблемах, поверить в волшебство и в то, что добро может победить зло и в их жизни.

Так мы и начали писать и ставить на главной площади города ежегодные новогодние сказки. Были у такого решения и защитники, были и критики.
Но время показало, что решение все же было верным.

Первый довод - количество зрителей. Если на момент начала нашей работы Зажжение новогодней елки было скорее проходным мероприятием со скромным количеством зрителей, то уже после первых постановок, на праздник стала собираться полная площадь. И, как не парадоксально, признаком движения в верном направлении стали массовые жалобы зрителей. На то, что не видно. Происходящего на сцене. Потому что из-за большого количества людей ко сцене не подойти. С тех пор неотъемлемым атрибутом праздника стал большой видеоэкран, а в последние годы - два больших видеоэкрана.
Чтобы не быть голословными, к статье приложены фотографии зрителей с мероприятия до и после начала ежегодного показа постановок.

Второй довод мы услышали с очень неожиданной стороны. После каждого мероприятия мы стараемся получить обратную связь. Как от простых зрителей, так и от профессионалов. И вот несколько неожиданным стал относительно недавний ответ одного из специалистов. Ответ звучал так - теперь в Новгороде появился площадной театр.

По началу ответ несколько удивил, но если проанализировать проделанную работу, так и получается. Ведь по каким правилам нами ставится ежегодная новогодняя сказка.

Это не набор конкурсов или отдельных эстрадных номеров. Это законченная история, со своим сюжетом, развитием конфликта и кульминацией.

Сказка выстраивается так, чтобы она обладала тремя смысловыми слоями. Первый интересен детям - известные персонажи, очевидное их разделение на хороших и плохих, яркий антураж, музыкально-танцевальные номера. Второй интересен взрослым - элементы пародии и сатиры, насыщенный событиями сюжет, интересные диалоги. И, наконец, третий, универсальный - необычные визуальные эффекты, неожиданные технико-режиссерские решения ключевых моментов действия, среди которых  "зажжение елки" с помощью лазера, квадрокоптера, бегущего бенгальского огня; дышащий дымом дракон, нападение злодея с работающей бензопилой (разумеется, со снятой цепью); вырастание "снежной бабы" из пола и реактивный полет Микки-Мауса. Таким образом достигается ориентация именно на "уличную аудиторию", в которую входят как взрослые, так и дети.

Персонажи, сценарий и костюмы подбираются так, чтобы постепенно подходящие зрители сразу включились в происходящее, даже если они опоздали к началу представления. Здесь используется прием, разработанные еще в комедии дель арте, а именно использование масок. Каждая маска - это хорошо известный зрителю персонаж-образ, которого не нужно представлять и поведение которого предсказуемо. Но если в Италии такими масками-образами выступали Арлекин, Полишинель и Коломбина, то в нашей ситуации на сцене зритель видит хорошо известных даже ребенку Хрюшу, Пса в сапогах и Микки-Мауса. Для всех персонажей изготавливаются яркие различимые с большого расстояния маски, подбираются яркие индивидуальные костюмы и лексические характеристики - акцент, стиль речи, характерные фразы. Благодаря, этому зритель может издалека различить персонажей, быстро составить о них представление, понять, какой из персонажей говорит в данный момент и какого поведения от него ожидать. Несмотря на порой неожиданные повороты, в истории есть всем понятная событийная канва "злодеи пытаются испортить праздник". И даже если зритель начнет смотреть представление не с начала (что обычно для уличных мероприятий), он сможет быстро сориентироваться "кто есть кто" и "за кого болеть".

Таким образом, наши представления по сути и есть законченные театральные постановки, рассчитанные на демонстрацию в "полевых", уличных условиях, то есть относятся к жанру площадного театра.

Конечно, нехорошо хвалить самих себя, но в данном случае, это, скорее, некоторое подведение промежуточных итогов. Раньше в нашем городе не было регулярных мероприятий подобного жанра. А теперь они появились, и благодаря этому культура Великого Новгорода, на наш взгляд, заиграла новыми красками, в ней появилась еще одна грань. И нам бы очень хотелось, чтобы со временем эта грань только крепла и развивалась.

И хотелось бы, чтобы она вышла за рамки сказок для мальчишек и девчонок, а также их родителей. Есть еще много праздников и много тем, которые вызовут широкий отклик у зрителя и которые требуют других масштабов и другого репертуара выразительных средств.

Хорошим примером того служит театрализованная постановка, посвященная 75-летней годовщине освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков, которая также была сделана нами:

https://ds-discovery.ru/programs/75-letie-osvobozhdeniya-novgoroda-ot-nemetsko-fashistskikh-zakhvatchikov/

И тема уже совсем не комичная, и масштаб уже другой...

На наш взгляд, регулярное воплощение подобных программ на "уличной" сцене, способно создать в массовом сознании горожан новый яркий и запоминающийся образ культурной жизни Великого Новгорода и внести весомый вклад в формирование "лица" нашего города.